Служба медиации
Приложение 1
Утверждено
приказ № ___ от ____________
Положение о службе медиации
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основой настоящего Положения и Службы медиации являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. №58-3 «О медиации».
1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности службы медиации колледжа, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования УО «Калинковичский государственный колледж мелиорации» (далее – Колледж).
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
Служба медиации (далее — Служба) — коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий психолого-педагогические приёмы, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации. При необходимости Служба может воспользоваться услугами профессионального медиатора подросткового центра «Подросток в конфликте с законом»
- Цели, задачи и принципы деятельности Службы
Цели Службы:
2.1. Формирование психологической культуры между участниками образовательных отношений в колледже;
2.2. Гармонизация межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
2.3. Формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в колледже и за его пределами;
2.4. Распространение среди обучающихся, родителей и педагогических работников цивилизованных форм разрешения конфликтов.
- Задачи Службы:
- Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте;
- Оказание помощи участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
- Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- Обучение участников образовательных безопасным формам поведения при урегулирования конфликтов и разрешении споров и осознание личной и гражданской ответственности;
- Профилактика агрессивных, асоциальных проявлений среди обучающихся;
- Профилактика преступлений.
- Принципы деятельности Службы:
- Принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы, с учётом интересов сторон, но в рамках закона;
- Принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
- Принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.
- Порядок формирования Службы
5.1 Служба состоит из преподавателя, педагога-психолога, педагога социального, педагога-организатора, заместителя директора по УВР, обучающегося – представителя колледжного самоуправления.
5.2. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы (куратор, мастер п/о).
5.3. Колледжным медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование), а также прошедшее обучение по практической психологии, либо, прошедшее курсы повышения квалификации и изъявившее желание принять участие в работе службы медиации.
5.4. Ответственный за работу службы любым доступным способом (объявление на кураторских часах, родительских собраниях, педагогических советах, инструктивно-методических совещаниях, информация на стендах, на официальном сайте колледжа и других ресурсах) информирует о работе Службы, а также наборе в группу для информирования обучающихся по разрешению споров (восстановительные технологии в образовательной среде).
5.5. О формировании службы издается приказ на календарный год. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам утверждается любой участник (см. п 5.3),
5.6. Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных коммуникативных средствах для ознакомления.
- Порядок работы Службы
6.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме и другие способы.
6.2. С момента поступления информации Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение между участниками Службы (посредством заседаний, телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
- Обращение оформляется в виде записи в Журнале с последующем заполнением регистрационной карточки. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д.)
- При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
- Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора).
- Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (регистрационная карточка (примирительный договор, далее — каточка). В карточке могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):
— восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;
— осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;
— приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).
— протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном месте (в шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога.
- Отчет Службы примирения
7.1. Ответственный за работу Службы не позднее 20 июня каждого учебного года составляет и предоставляет Директору и Педсовету колледжа Отчет Службы об общих результатах работы Службы за год. Указанный Отчет размещается на сайте.
7.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
поступивших в Службу обращений (информации),
рассмотренных Службой обращений (информации),
принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров),
На усмотрение ответственного Службы в Отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.
Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 355-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2353) <H11600355>;
Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 277-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.12.2019, 2/2715) <H11900277>;
Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 89-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2021, 2/2809) <H12100089>;
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012) <H12300292>
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ применения медиации, создание благоприятных условий для ее развития.
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
информационная встреча с медиатором – осуществляемая до проведения медиации беседа сторон (стороны) с медиатором, в ходе которой разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон в медиации, функции, права и обязанности медиатора, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения;
медиативное соглашение – соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в установленном законодательством порядке в целях урегулирования спора (споров);
медиатор – физическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров);
медиация – переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения;
обособленное подразделение юридического лица – филиал, представительство, иное структурное подразделение юридического лица, расположенные вне места его нахождения либо по месту его нахождения, имеющие отдельный баланс, которым юридическим лицом открыт текущий (расчетный) банковский счет для совершения операций и должностным лицам которых предоставлено право распоряжаться денежными средствами на счете на основании доверенности;
соглашение о применении медиации – соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в установленном законодательством порядке.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
- Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений.
- Применение медиации на условиях, установленных настоящим Законом, допускается в целях примирения супругов при расторжении брака.
- Медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде. Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде определяются процессуальным законодательством.
- Действие настоящего Закона распространяется также на медиацию, которая проводится в рамках иных видов судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательными актами.
- Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с оказанием судьей содействия примирению сторон в ходе судебного разбирательства.
- По обращениям прокурора, государственных органов в целях защиты государственных и общественных интересов медиация проводится только в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.
Статья 3. Принципы медиации
- Основными принципами медиации являются:
добровольность;
добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон;
беспристрастность и независимость медиатора;
конфиденциальность.
- Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.
Статья 4. Требования, предъявляемые к медиатору
- Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.
- Медиатором не может быть физическое лицо:
являющееся государственным гражданским служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами;
признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
имеющее судимость;
полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных органов, иного государственного гражданского служащего, нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции.
Решение о прекращении действия свидетельства медиатора принимается Министерством юстиции в случае:
подачи медиатором заявления о прекращении действия свидетельства медиатора;
принятия решения Квалификационной комиссией по вопросам медиации о прекращении действия свидетельства медиатора.
- Медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны.
- Соглашением о применении медиации могут устанавливаться дополнительные требования, предъявляемые к медиатору.
Статья 5. Квалификационная комиссия по вопросам медиации
- Квалификационная комиссия по вопросам медиации создается при Министерстве юстиции из числа представителей этого Министерства, судов, иных государственных органов, общественных объединений и других организаций, а также медиаторов и адвокатов.
- Порядок образования, деятельности и полномочия Квалификационной комиссии по вопросам медиации, а также порядок выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 6. Организация деятельности медиаторов
- Медиаторы осуществляют деятельность самостоятельно со дня выдачи Министерством юстиции свидетельства медиатора. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Медиатор вправе осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством.
- Для обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий осуществления деятельности медиаторов могут быть созданы организации, обеспечивающие проведение медиации. Организация, обеспечивающая проведение медиации, может быть создана в качестве некоммерческой организации в форме учреждения (далее – учреждение) либо в качестве обособленного подразделения юридического лица.
- Учреждение действует на основании устава, утвержденного его учредителем. Обособленное подразделение юридического лица действует на основании положения, утвержденного руководителем юридического лица.
Правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации, утверждаются указанными организациями на основании типовых правил, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 7. Государственная регистрация учреждений, изменений и (или) дополнений, внесенных в их устав, постановка на учет обособленных подразделений юридических лиц
- Государственная регистрация учреждений, изменений и (или) дополнений, внесенных в их устав, осуществляется Министерством юстиции. Постановка на учет обособленных подразделений юридических лиц осуществляется главным управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета по месту нахождения юридических лиц (далее – соответствующее главное управление юстиции).
- Для государственной регистрации учреждения в Министерство юстиции представляются:
заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции;
устав учреждения в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
список медиаторов, деятельность которых будет обеспечивать учреждение;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
- Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, в месячный срок со дня их внесения в Министерство юстиции представляются:
заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, по форме, установленной Министерством юстиции;
изменения и (или) дополнения, внесенные в устав учреждения, в двух экземплярах, оформленные в виде приложения к уставу учреждения либо его новой редакции, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf);
оригинал свидетельства о государственной регистрации учреждения в случае изменения наименования;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
- Для постановки на учет обособленного подразделения юридического лица в соответствующее главное управление юстиции представляются:
заявление о постановке на учет, подписанное руководителем юридического лица;
положение об обособленном подразделении юридического лица, утвержденное руководителем юридического лица;
список медиаторов, деятельность которых будет обеспечивать обособленное подразделение юридического лица;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
- Список медиаторов должен содержать сведения о фамилии, собственном имени, об отчестве (если таковое имеется) медиатора, о дате выдачи свидетельства медиатора, круге вопросов, в сфере которых специализируется медиатор, а также может содержать иные сведения.
- По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации учреждения, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, постановки на учет обособленного подразделения юридического лица, Министерство юстиции, соответствующее главное управление юстиции принимают одно из следующих решений:
о государственной регистрации учреждения, или о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, или о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица;
об отказе в государственной регистрации учреждения, или в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, или в постановке на учет обособленного подразделения юридического лица.
- Государственная регистрация учреждения, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, постановка на учет обособленного подразделения юридического лица осуществляются не позднее трех рабочих дней со дня представления в Министерство юстиции, соответствующее главное управление юстиции надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 2–4 настоящей статьи.
Зарегистрированному учреждению, поставленному на учет обособленному подразделению юридического лица выдаются соответственно свидетельство о государственной регистрации учреждения, свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, формы которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
- Решения об отказе в государственной регистрации учреждения, или в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, или в постановке на учет обособленного подразделения юридического лица принимаются в случае:
несоответствия представленных документов требованиям законодательства;
указания в представленных документах неполных или недостоверных сведений.
- Министерство юстиции, соответствующее главное управление юстиции в пятидневный срок со дня принятия решения, предусмотренного абзацем третьим пункта 6 настоящей статьи, в письменной форме сообщают о нем заявителю.
- Запись о государственной регистрации учреждения, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, вносится в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством юстиции в день принятия решения о государственной регистрации учреждения, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, в порядке, установленном законодательством.
Учет обособленных подразделений юридических лиц ведется соответствующим главным управлением юстиции в журнале учета юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации, по форме, утверждаемой Министерством юстиции.
Министерство юстиции в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации учреждения, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает свидетельство о государственной регистрации учреждения, один экземпляр устава, прошитый, пронумерованный и скрепленный печатью Министерства юстиции (один экземпляр зарегистрированных изменений и (или) дополнений, внесенных в устав учреждения, прошитый, пронумерованный и скрепленный печатью Министерства юстиции), документ, подтверждающий постановку учреждения на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию учреждения в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», по форме и в порядке, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.
Соответствующее главное управление юстиции в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи в журнал учета юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации, выдает свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица. Информация о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица представляется в Министерство юстиции.
Статья 8. Ликвидация учреждений и прекращение деятельности обособленных подразделений юридических лиц
- Ликвидация учреждений осуществляется по решению учредителей либо суда в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иным законодательством.
- При ликвидации учреждения по решению учредителя в Министерство юстиции представляются:
заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
решение о ликвидации.
- На основании документов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, Министерство юстиции:
в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление о начале процедуры ликвидации учреждения налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению). Указанные органы (организации) представляют в Министерство юстиции документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
- После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство юстиции:
печати учреждения либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный учредителем учреждения;
оригиналы устава учреждения и свидетельства о его государственной регистрации или заявление об их утрате с приложением сведений о публикации объявлений об их утрате;
копию публикации в печатном средстве массовой информации о ликвидации учреждения, порядке и сроках заявления требований его кредиторами.
- Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него учреждения при наличии в совокупности следующих условий:
ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи;
органами (организациями), указанными в абзаце третьем пункта 3 настоящей статьи, не представлены справки о наличии (отсутствии) у учреждения задолженности перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии (отсутствии) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления Министерством юстиции уведомления о начале процедуры ликвидации учреждения прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо представлены справки об отсутствии у учреждения соответствующей задолженности и информация об отсутствии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов учреждения, в том числе по личному составу.
- При наличии у учреждения непогашенной задолженности, обязательств перед органами (организациями), указанными в абзаце третьем пункта 3 настоящей статьи, а также при несдаче им на хранение документов, в том числе по личному составу, исключение учреждения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления документов, подтверждающих погашение такой задолженности, выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.
- Обособленное подразделение юридического лица прекращает свою деятельность по решению руководителя юридического лица, в котором создано обособленное подразделение, обеспечивающее проведение медиации.
- Юридическое лицо, в котором создано обособленное подразделение, обеспечивающее проведение медиации, при прекращении деятельности такого подразделения в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения направляет в соответствующее главное управление юстиции заявление о снятии с учета обособленного подразделения юридического лица с приложением копий решения о прекращении его деятельности и свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица. На основании указанных документов соответствующим главным управлением юстиции в журнале учета юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации, производится запись о снятии с учета обособленного подразделения юридического лица.
- Сведения о снятии с учета обособленного подразделения юридического лица и об иных изменениях в пятидневный срок направляются соответствующим главным управлением юстиции в Министерство юстиции.
Статья 9. Реестр медиаторов и Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиации
- Сведения о медиаторах, имеющих свидетельство медиатора, подлежат внесению в Реестр медиаторов, порядок ведения которого определяется Министерством юстиции.
- Реестр медиаторов формируется на основании сведений о лицах, получивших свидетельство медиатора, и лицах, в отношении которых принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора.
- Сведения об организациях, обеспечивающих проведение медиации, подлежат включению в Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиации, порядок ведения которого определяется Министерством юстиции.
- Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиации, формируется на основании сведений о государственной регистрации учреждений, изменений и (или) дополнений, внесенных в их уставы, постановке на учет обособленных подразделений юридических лиц, ликвидации учреждений, снятии с учета обособленных подразделений юридических лиц.
Статья 9.1. Информационная встреча с медиатором
- До проведения медиации стороны (сторона) могут принять участие в информационной встрече с медиатором.
- Порядок проведения информационной встречи с медиатором определяется правилами проведения медиации, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 10. Соглашение о применении медиации
- Соглашение о применении медиации заключается в письменной форме.
Соглашение о применении медиации считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление претензии, искового заявления (заявления) и ответы на них, в которых одной стороной предлагается урегулировать спор путем проведения медиации, а другой стороной выражено согласие на применение медиации.
Предложение об урегулировании спора путем проведения медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором.
- Субъектами соглашения о применении медиации могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.
Полномочия представителя стороны на заключение соглашения о применении медиации должны быть специально оговорены в доверенности.
- Соглашение о применении медиации должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли из связывающего стороны правоотношения, подлежат урегулированию путем проведения медиации, а также сведения о медиаторе (медиаторах), сроке и месте проведения медиации, вознаграждении медиатора. Соглашение о применении медиации может содержать и иные условия, согласованные сторонами.
По согласию сторон в соглашение о применении медиации могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также соглашение о применении медиации может быть прекращено.
- При несоблюдении требований, предусмотренных настоящей статьей, соглашение о применении медиации считается недействительным.
- Действия (бездействие) медиатора, ущемляющие права и свободы третьих лиц, могут быть обжалованы в суд.
- Соглашение о применении медиации не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Статья 11. Приостановление течения срока исковой давности
Течение срока исковой давности в отношении требований, вытекающих из прав и обязанностей, составляющих предмет спора сторон, приостанавливается со дня заключения сторонами соглашения о применении медиации до дня прекращения медиации.
Статья 12. Выбор и назначение медиатора
- Для проведения медиации стороны по взаимному согласию выбирают медиатора (медиаторов).
- По просьбе сторон для определения кандидатуры медиатора организация, обеспечивающая проведение медиации, может предоставить сведения о медиаторе (медиаторах) в порядке, предусмотренном правилами деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации.
Статья 13. Проведение медиации
- Медиация проводится в порядке и на условиях, определенных сторонами по соглашению с медиатором, а также правилами проведения медиации, Правилами этики медиатора, с учетом требований настоящего Закона и иных законодательных актов.
- Медиатор не вправе вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации.
- Медиатор может взаимодействовать как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При этом медиатор не вправе своими действиями (бездействием) ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
- Срок проведения медиации не может превышать шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации.
Статья 14. Прекращение медиации
- Медиация прекращается:
в связи с заключением сторонами медиативного соглашения;
по истечении срока проведения медиации, определенного соглашением о применении медиации, а в случаях проведения медиации по спорам, находящимся на разрешении суда, – по истечении срока, предусмотренного процессуальным законодательством;
по письменному заявлению одной, нескольких или всех сторон, направленному медиатору, об отказе от продолжения медиации;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами либо правилами проведения медиации.
- В случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, медиация прекращается со дня направления соответствующего заявления, о чем медиатор не позднее следующего дня после его получения обязан письменно уведомить иные стороны.
Статья 15. Медиативное соглашение
- Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения. Медиативное соглашение подписывается сторонами и медиатором.
Полномочия представителя стороны на заключение медиативного соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.
- Медиативное соглашение не должно противоречить требованиям законодательства и нарушать права третьих лиц.
- Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в медиативном соглашении.
- Стороны медиативного соглашения в случае его неисполнения добровольно вправе обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.
- Исюлючен.
- Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными законодательными актами.
Статья 151. Признание и исполнение международных медиативных соглашений
- Международным медиативным соглашением является соглашение, заключенное в результате процедуры, посредством которой стороны достигают урегулирования спора при участии третьего лица (лиц), не обладающего полномочиями предлагать сторонам конкретные варианты разрешения спора вне зависимости от конкретного наименования названных процедур и лиц, при соблюдении следующих условий:
в момент его заключения в письменной форме коммерческие предприятия по крайней мере двух сторон соглашения находятся в различных государствах либо государство нахождения коммерческих предприятий сторон соглашения не является ни государством, в котором исполняется значительная часть обязательств по соглашению, ни государством, с которым наиболее тесно связан предмет соглашения;
соглашение не заключено по спору, вытекающему из сделки в семейных, личных, в том числе домашних, целях, и не касается законодательства о браке и семье, наследственного права или законодательства о труде.
- Международные медиативные соглашения признаются и исполняются в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством и Конвенцией Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации, от 20 декабря 2018 года.
- Требования настоящего Закона не распространяются на процедуру заключения международных медиативных соглашений.
Статья 16. Конфиденциальность информации, относящейся к медиации
- При проведении медиации сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к медиации, если стороны не договорились об ином, за исключением информации о заключении соглашений о применении медиации, о прекращении медиации.
- Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без письменного согласия сторон.
В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей эту информацию.
- Стороны, медиатор, а также другие лица, участвовавшие в медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного или третейского разбирательства на информацию, полученную в ходе медиации, о: мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможного урегулирования спора, равно как и о готовности одной из сторон принять предложение другой стороны об урегулировании спора;
заявлениях и признаниях, сделанных одной из сторон.
Статья 17. Вознаграждение медиатора
Медиатор имеет право на получение вознаграждения, размер которого устанавливается по соглашению со сторонами. Расходы на выплату вознаграждения распределяются между сторонами в равном объеме, если соглашением сторон не определен иной порядок.
Статья 18. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь совместно с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1–17 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко